В целях качественного назначения и квалифицированного проведения АТЭ рекомендуется:
1. При расследовании ДТП, связанных с наездами на пешеходов.
1. В постановлении о назначении АТЭ излагаются следующие исходные данные:
1.1. Тип (марка) транспортного средства (ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние.
1.2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.).
1.3. Характер наезда - в процессе торможения или без него, какой частью ТС контактировало с пешеходом, координаты места контакта относительно габаритов ТС.
1.4. Наличие следов: длина следа торможения (юза) и до оси каких колес он замерен, наличие следов наката после торможения и их длина (могут быть следы заноса и разворота, указать их длину).
1.5. Указать место наезда и его удаление от начала или конца следа юза, общую длину следа торможения или расстояние перемещения ТС в заторможенном состоянии после наезда до полной остановки.
1.6. Установить, с какого момента возникла опасность для движения, а следовательно: путь пешехода, время движения, направление движения (под углом к осевой линии), время на остановку (если она была) пешехода при переходе дороги.
1.7. Расстояние видимости пешехода с рабочего места водителя.
2. При подготовке исходных данных по наезду, в случаях ограниченной видимости из-за наличия транспортных средств на проезжей части, дополнительно указать:
2.1. тип (модель) ТС-2, место нахождения его относительно проезжей части дороги и ТС-1 (Где стоит или как двигался).
2.2. Скорость ТС-2 и интервал по отношению ТС-1, дистанция при попутном движении.
2.3. Расстояние от передней или задней части ТС-2 до линии движения пешехода в момент начала движения пешехода по проезжей части.
2.4. Боковое смещение пешехода на пути по направлению движения ТС-1 или навстречу движения ТС-1.
2. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных со столкновением транспортных средств:
1. Подготовка исходных данных.
1.1. Тип (марка) ТС, масса груза или число пассажиров, техническое состояние ТС.
1.2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль дороги, ширина проезжей части, состояние (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.), видимость в направлении движения, наличие дорожных знаков, разметки ТС-1 и ТС-2, длины следов юза до столкновения и характер следов после столкновения и их длина, было ли их совместное перемещение после столкновения и на какое расстояние, на какой угол развернулись ТС после столкновения.
1.3. Указать место расположения относительно границ проезжей части; осыпи стекла, осыпи грунта, расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся частей ТС.
1.4. Скорость транспортных средств перед ДТП.
1.5. Действия водителей ТС.
1.6. Время движения ТС, создавшего опасность с момента ее возникновения, либо расстояние преодоленное ТС, создавшим опасность, с момента ее возникновения до момента столкновения.
3. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п.
1. Подготовка исходных данных.
Пункты ИД 1.1.,1.2. аналогичны указанным в разделах 1-2.
1.3. Указать радиус закругления проезжей части.
1.4. Указать техническое состояние и скорость транспортного средства.
1.5. Указать действия водителя перед потерей устойчивости ТС.
4. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона).
При подготовке исходных данных дополнительно указать: плотность транспортного потока, скорость транспортного потока или обгоняемого автомобиля; характер производимого обгона (с выездом из ряда при движении в транспортном потоке), скорость обгоняющего транспортного средства;
Сведения о встречном транспортном средстве: скорость, удаление в момент начала обгона;
Действия водителей транспортных средств: обгоняемого, обгоняющего и встречного транспорта.
5. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с диагностикой технического состояния ТС.
Наиболее вероятные неисправности и отказы, которые могут послужить причиной ДТП:
- неисправности, вызывающие утрату работоспособности (отказ рулевого управления и потерю управляемости автомобиля или устойчивости его движения);
- неисправности, вызывающие утрату работоспособности рабочей тормозной системы или снижению эффективности ее действия;
- неисправности ходовой части, вызывающие самопроизвольное изменение направления движения или потерю устойчивости движения.
Диагностическое исследование технического состояния транспортного средства организуется следствием, с привлечением необходимых сил и средств (подъемно-транспортного оборудования), предоставляется также техническое описание и инструкция по эксплуатации ТС на русском языке.
ТС к месту осмотра доставляются таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажения внешних повреждений.
В постановлении отражается место, время, вид ДТП, дорожные условия, характер повреждений транспортного средства, условия его хранения, организации осмотра и порядок предоставления объектов для исследования, вызванная необходимость экспертного исследования технического состояния данного ТС.
6. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий).
Наиболее вероятными деталями, которые могут при разрушении служить причиной ДТП являются:
- автомобильные лампы (фар, габаритных огней, указателей поворотов); - рулевые тяги, пальцы шарниров рулевых тяг;
- рычаги, подвески передних колес легковых автомобилей и пальцы шарниров;
- подшипники ступиц колес;
- поворотные цапфы (обрыв, срыв резьбы стопорной гайки). - резинотехнические изделия (колеса, манжеты, защитные чехлы, тормозные шланги и др.).
Исходными данными являются изъятые детали (вещественные доказательства) и представленные для осмотра транспортные средства (кроме случаев повреждения автоламп). В результате осмотра выявляется необходимость в углубленном исследовании в лабораторных условиях разрушенного узла, что является основанием для извлечения его из ТС.
7. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний.
На разрешение эксперта ставятся вопросы:
- соответствуют ли техническим расчетам показания водителя автомобиля ..... (какие именно показания) и могут ли с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель.....
По определению лица, находившегося за рулем в момент ДТП (столкновения ТС, опрокидывания, наезда на препятствие) назначается комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза.