Судебная бухгалтерская экспертиза является одним из наиболее распространенных родов экспертиз. Необходимость в бухгалтерской экспертизе возникает при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о присвоениях, должностных преступлениях, а также по гражданским делам, когда необходимо проанализировать данные о финансово-хозяйственных операциях, отраженных в бухгалтерском учете. В процессе производства экспертиз этого рода анализируется производственная и финансово-хозяйственная деятельность предприятия с различными формами собственности, которые допустили убытки, потери, присвоения товарно-материальных ценностей.
Предмет бухгалтерской экспертизы - исследование учетных записей (данных) в документах о хозяйственных и финансово-экономических операциях хозяйствующего субъекта, указанных в постановлении (определении суда), ином обращении о назначении экспертизы.
Объекты бухгалтерской экспертизы - учетные записи: на бумажных носителях, машиночитаемых носителях информации, хранящиеся в памяти компьютеров. В том числе данные документов бухгалтерского учета, содержащиеся: в документах-основаниях; первичных документах; журналах, книгах и других регистрах документов; ведомостях аналитического учета; журналах-ордерах, мемориальных ордерах; Главной книге и её аналогах; балансе и других формах отчетности; в материалах инвентаризации и других документах.
Кроме того, объектами экспертных исследований являются: текущие курсы валют, записи в документах чернового (неофициального) учета, данные оперативно-производственного учета, показатели статистического учета.
В зависимости от задач вопросы, решаемые в ходе производства судебной бухгалтерской экспертизы делятся на группы:
1. Выявление учётных несоответствий, их величины, механизма их образования, его влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности, отклонений от правил ведения и учёта:
- Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учёта о затратах, произведённых на погрузку и выгрузку заготовленного сырья, данным указанным в первичной документации? Привело ли это отклонение к завышению или занижению суммы производственных расходов?
- Соответствуют ли данные синтетического учёта и отчётности первичным документам по оприходованию готовой продукции, итоговым показателям по выпуску продукции? На какую сумму допущено искажение показателей отчётности о выпуске продукции в первичных и итоговых документах?
- К какому периоду относятся выявленные расхождения учётных данных?
- С какими хозяйственными операциями связано завышение или занижение суммы производственных расходов и затрат?
- Какова сумма недостачи, образовавшейся за данный период? Каков размер излишков товара определённых наименований, образовавшихся за данный период?
- Обоснованно ли применены нормы естественной убыли? Обоснована ли переоценка товара?
- По каким хозяйственным операциям данные аналитического учёта не соответствуют данным синтетического учёта и отчётности?
2. Установление обстоятельств, связанных с отражением в бухгалтерских документах операций приёма, хранения реализации товарно-материальных ценностей, поступления и расходования денежных средств:
- Нашли ли надлежащее отражение в бухгалтерских документах факты поступления и списания данного сырья или товаров?
- Какие записи в счётных регистрах не подтверждаются первичными документами?
- Каким способом были завышены при составлении баланса данные статьи расходов? Каков механизм искажения счётных записей?
- На какую сумму и по каким операциям осуществлено документально неоправданное оприходование, списание ценностей данного вида?
- Когда и на какую сумму списаны конкретные ценности по неверно составленным документам или вовсе без документов?
- С помощью каких бухгалтерских операций была занижена сумма прибыли, полученная предприятием в указанный период?
- Отражением каких учётных операций являются представленные на исследование записи?
3. Определение соответствия порядка учёта требованиям специальных правил, обстоятельств, затрудняющих объективное ведение бухгалтерской отчётности?
- Оформлены ли отчётные документы по данной хозяйственной операции с соблюдением всех установленных правил? Каким нормативным актам они противоречат?
- Правильно ли составлялись бухгалтерские проводки и другие бухгалтерские записи?
- Какие требования правил учёта не были выполнены при приёме-сдачи товарно-материальных ценностей?
- Соблюдалась ли надлежащая методика ведения бухгалтерского учёта в данных хозяйственных операций?
- Составлены ли представленные записи лицом, имеющим навыки ведения бухгалтерского учёта?
Объектами бухгалтерской экспертизы являются следующие:
- Учётные бухгалтерские документы - первичные (требования, наряды на отпуск материальных ценностей, банковские поручения, приходные, расходные и кассовые ордера, накладные, пропуска на вывоз продукции, транспортные документы, акты на списание товарных потерь, переоценку товара, разборку ремонтируемых объектов, платёжные ведомости, поручения, квитанции);
- Сводные (группировочные ведомости, накопительные и группировочные таблицы, лицевые счета, ордера и т.д.);
- Материалы механизированного учёта (магнитные носители, машинограммы, журналы сдачи и приёмки документов, журнал контрольных чисел);
- Учётные регистры, к которым относятся книги, журналы-ордера, оборотные ведомости, карточки учёта;
- Материалы инвентаризации, описи наличия товаров, сличительные ведомости, протоколы решений инвентаризационных комиссий, объяснения материально ответственных лиц.
Судебная бухгалтерская экспертиза назначается после проведения ревизии (при выявлении нарушений и суммы ущерба). На экспертизу необходимо также представить объекты: «Главная книга», «Баланс предприятия», поскольку эти документы отражают систему записей по счетам бухгалтерского учёта, заключающую в себе необходимую информацию.