Экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
Перед экспертом психологом могут быть поставлены такие вопросы:
1. могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств;
2. обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации). При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости.
Экспертиза склонности индивида к противоправным действиям.
При проведении данного вида СПЭ, могут быть сформулированы следующие вопросы:
1. имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, если да то в чем они выражаются и с чем связаны;
2. если такие признаки имеются, то мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими с учетом конкретной ситуации.
Теория и практика судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в соответствии с их предметом и кругом решаемых задач разработали комплекс основных вопросов, подлежащих установлению при проведении судебно-психологической экспертизы.
Такая экспертиза может быть назначена для решения вопросов, среди которых следует выделить три группы:
1. Вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями сознания человека.
2. Вопросы, касающиеся влияния на психику различных условий и связанных с ним состояний человека в момент расследуемого события.
3. Вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данного лица.
Вопросы, решение которых непосредственно вытекает из изучения свойств личности и позволяет получить о ней существенную информацию, можно сформулировать следующим образом:
- Какова общая психологическая характеристика лица (темперамент, характер, склонности, мотивационная сфера и т.д.)?
- Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на ее поведение (вспыльчивость, замкнутость, крайняя осторожность и т.д.)?
- Каковы доминирующие мотивы поведения данного лица?
- Какой вид памяти у лица является преобладающим?
- Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, запах, цвет, скорость движения объекта?
- Есть ли у конкретного лица возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность его показаний?
- Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?
- Могло ли лицо, находясь в определенном психическом состоянии, предвидеть последствия своих действий?
- Есть ли у данного лица признаки, связанные с душевным заболеванием, умственным отставанием, и в чем они проявляются, каковы степень и форма отставания?
- Способен ли обвиняемый, учитывая уровень и особенности его умственного развития, правильно понимать значение своих конкретных действий и их последствий?
- Мог ли обвиняемый, по состоянию его психики, осознавать значение своих действий или руководить ими?
- Могла ли потерпевшая в силу своего возраста или уровня развития правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление при посягательстве на ее половую неприкосновенность?
- Каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка?
Особого внимания и выявления субъективных факторов требуют дела, в которых лица связаны с управлением техникой.
Здесь желательно проведение судебно-психологической экспертизы для решения следующих вопросов:
- Какова реакция данного лица на препятствие, которое внезапно возникает?
- Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания к исследуемому, на скорости и точности его реакции?
- Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в непривычной обстановке?
- Как могла повлиять усталость на поведение человека в конкретной обстановке?
- Каково возможное влияние тех или иных негативных эмоций (душевных переживаний), возникших у исследуемого лица на событие, на характер его действий?