Вопросы

Вопросы по психолого-педагогической экспертизе

На разрешение данной экспертизы могут быть вынесены следующие вопросы:

  • насколько благоприятен микроклимат в семье;

  • к кому из родителей ребенок привязан больше;

  • имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком;

  • без постороннего ли лица сформировалось желание ребенка остаться с матерью (отцом).

На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:

  • Определить взаимоотношение ребенка с матерью, отцом, или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу?

  • Имеется ли отрицательное воздействие на ребенка со стороны всех вышеназванных лиц?

  • Почему в настоящее время ребенок отказывается проживать с тем или иным родственником?

  • С кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше?

  • Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?

  • Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?

  • Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?

  • Каковы особенности познавательной деятельности исследуемого (восприятие, запоминание, воспроизведение воспринятого)?

  • Каково состояние органов чувств, и особенности их участия в познавательном процессе?

  • На каком языке (дактильном или тактильном, жесто-мимическом) лучше всего действует глухонемой?

  • Где целесообразнее, с психологической точки зрения, провести допрос данного лица?

  • Какими могут быть продолжительность и темп допроса?

  • Не симулирует ли данное лицо перечисленные сенсорные недостатки?

  • Каков уровень общего развития несовершеннолетнего в психологическом аспекте?

  • Каковы его эмоциональная сфера, круг интересов и склонностей?

  • Каковы его способности логически мыслить, ориентироваться в ситуации?

  • Насколько повлияли те или иные возрастные особенности на деятельность несовершеннолетнего, на ход его психических процессов?

  • Соответствуют ли показания несовершеннолетнего возрасту и интеллектуальному развитию?

  • Какой является степень внушаемости допрашиваемого?

  • Есть ли основания считать, что несовершеннолетний дает показания под влиянием взрослых?

  • Обладает ли несовершеннолетний субъективной возможностью правильно воспринимать и оценивать обстоятельства, имеющие значение по делу?

  • Мог ли малолетний свидетель (потерпевший) правильно воспринимать и осознавать данное конкретное событие?

  • Есть ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) отставания в умственном развитии?

  • Мог ли несовершеннолетний с установленным отставанием в развитии в полной мере осознавать значение своих действий и руководствоваться ими?

  • Существуют ли отклонения в развитии подростка по сравнению с нормами для данного возраста?

  • Уровню развития какого возраста соответствует развитие несовершеннолетнего?

  • Были ли вызваны общественно опасные действия обвиняемого состоянием сильного душевного волнения (физиологического аффекта)?

  • Какие психологические причины обусловили наступление этого состояния?

  • В какой форме протекал аффект?

  • Мог ли обвиняемый в таком состоянии предвидеть последствия своих действий?

  • Было ли аффективное состояние заметным для окружающих?

  • Возник ли физиологический аффект обвиняемого в силу его индивидуальных свойств через некоторое время после противоправного насилия к нему или его тяжкого оскорбления со стороны потерпевшего?

  • Могло ли у обвиняемого возникнуть состояние аффекта при условии насилия или тяжкого оскорбления, которые были причинены потерпевшим третьим лицам?

  • В какой мере установленные действия потерпевшего могли повлиять на психическое состояние обвиняемого, и насколько они стали причиной его последующего поведения?

  • Могло ли поведение потерпевшего, которое, хотя и не состояло в противозаконном насилии или тяжком оскорблении, вызвать у обвиняемого состояние физиологического аффекта?

Вопросы при рассмотрении гражданских дел об усыновлении ребенка (ст.125 СК РФ):

  • Определить индивидуально-психологические особенности ребёнка?

  • Определить психологическую совместимость ребёнка с каждым из предполагаемых усыновителей?

  • На основе анализа психологических нужд и потребностей развития ребёнка, способности каждого из предполагаемых усыновителей удовлетворить эти нужды и потребности, оценки качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из предполагаемых усыновителей, определить способность каждого из предполагаемых усыновителей на удовлетворение психологических нужд ребёнка в настоящем и будущем, установив какая из них более предпочтительна для ребёнка?

  • Особенности влияния предполагаемых усыновителей на возрастное развитие ребёнка (условия воспитания, воздействие поведения значимых людей и т.д.)

  • Изучить возможное влияние особенностей поведения и отношения предполагаемых усыновителей на психическое состояние и развитие ребёнка. Какова степень психологической совместимости ребёнка с предполагаемыми усыновителями?

  • Определить индивидуально-психологические особенности предполагаемых усыновителей и их влияние на осуществление ими родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребёнка?

  • Смогут ли предполагаемые усыновители с учётом их индивидуальных психологических особенностей и с учётом интересов ребёнка заниматься духовно-нравственным воспитанием ребёнка?

К чему самостоятельно искать решения проблем? Наши специалисты свяжутся с Вами в течение 15 минут для бесплатной консультации!

К чему самостоятельно искать решения проблем?
Наши специалисты свяжутся с Вами в течение 15 минут для бесплатной консультации!