Цель психолого-педагогической экспертизы.
Определение имеющих юридическое значение фактических данных о психологических особенностях ребенка при решении таких вопросов, как развод супругов, лишение родительских прав, воспитание ребенка, а также для решения вопросов, связанных с педагогической деятельностью учителей, разработкой новых образовательных программ.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ
В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел:
- о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ)
- о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (п.3 ст.65 СК РФ);
- об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2 ст.66 СК РФ);
- о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст.68 СК РФ);
- о лишении родительских прав (ст.69 СК РФ);
- о восстановлении родительских прав (ст.72 СК РФ);
- об отобрании ребенка без лишения родительских прав (ст.77 СК РФ);
- об усыновлении ребенка (ст.125 СК РФ);
- об отмене усыновления (ст.140, 141 СК РФ);
- об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушек, дедушек, братьев и других родственников, если родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства (п.3 ст.67 СК РФ).
Задача психолого-педагогической экспертизы
При рассмотрении указанных дел, задачей психолого-педагогической экспертизы является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, отца, матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта психолога и педагога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания.
При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности (ст.ст.24,65,66,67,68,72,73,76,125,131,140,141 СК РФ).